Изначально икебана служила целям религиозным. Икебаны в стиле рикка,
т.е. «стоящие цветы» до VII веке украшали храмы, и вытянутые стебли
хризантем, сосновые и кедровые ветки будто бы устремлялись к богам.
Позже уже в домах японцев появился стиль нагэирэ, где цветы располагались в вазах
в естественном порядке, причём стебельки находились как бы по
отдельности, не заслоняя друг друга. А под влиянием запада появился и
новый метод — морибана. Он включает в себя элементы первых двух стилей, а помимо этого пытается
в плоских невысоких вазах как бы воссоздать кусочек японского пейзажа.
Чаще всего в наше время на западе составляется исключительно третья
форма композиции.
Каждое
растение в икебане имеет символическое значение: сосна символизирует
молодость, пион — процветание, роза — долголетие, хризантема и орхидея —
радость. Кроме того, создание икебаны принято приурочивать к тому или
иному празднику и использовать те цветы, которые
празднику соответствуют.
Конечно, когда среднестатистический западный человек интересуется
искусством составления икебаны, в основном его волнует не связь её
с духовными практиками, а то, как она будет выглядеть в интерьере.
У японцев считается верхом неприличия копаться в соцветиях, чтобы
выяснить, как составлена та или иная композиция. Мы не японцы, а потому
всё-таки попытаемся заглянуть внутрь современного западного варианта
икебаны и понять, как она составлена.
Традиционно в Японии цветы и ветви устанавливали на специальной
низкой вазе-подставке, оснащённой металлическими штырями, удерживающими
композицию. Теперь в арсенале составителя цветочных композиций есть
такая вещь как флористическая пена — своеобразная губка, впитывающая
воду и удерживающая растения. Дабы наполнить пену жидкостью, положите
её в наполненную водой ёмкость. При этом ни в коем случае
не надавливайте на пену, а то она непременно испортится.
Чтобы цветы лучше втыкались в пену, стебли обрежьте наискосок —
и можно приступать к творчеству. Благо, пока вы не поступите на курсы
икебаны, едва ли вашу свободу действий будет ограничивать строгий
сенсей. По крайней мере, профессиональные салонные флористы, составляя икебану, больше думают о визуальном эффекте, нежели о символическом значении.
Комментарий эксперта
Лидия, флорист: «Пену можно использовать
не только как основу для композиции, но и как деталь украшения. Можно,
например, нарезать её кубиками и вместе с мелкими блёстками засыпать
в плоскую прозрачную вазу, чтобы она располагалась меж стеблей.
Конечно, такую икебану нельзя назвать традиционной, зато она будет
очень красивой. Вот такой западный вариант!»
|