Жаль,
конечно. Особенно тем жаль, кто с детства на культуре Книги воспитан.
Но таковы реалии современного мира, когда общество потребления
в основном формирует не благодарного Читателя, общающегося с Книгой,
а нечто иное. Ну, а к такой макулатуре и отношение соответствующее.
Ну и кроме того, есть масса литературы, которая через какое-то время попросту устаревает — вроде справочников по логарифмической линейке, таблиц Брадиса (кто-нибудь ещё помнит, что это такое?) и так далее.
Так
думают многие, в их числе — художник и скульптор из Мельбурна
(Австралия) Нихоля Джонс (Nicholas Jones). Первый, видимо, человек,
освоивший новое направление в искусстве — резьбу по книге (как бы
кощунственно это ни звучало!) Причём сам напечатанный текст, ритмика
напечатанных строк, его кегель и гарнитура играют существенную роль
в создаваемых творениях.
Резьба как таковая — лишь часть искусства. Да, это
сомнительное слово применительно к работам Нихоля. Но посмотрите сами
и решите для себя, применимо ли оно. Автор также использует некоторые элементы оригами для того, чтобы из книжных листов создавать объёмные конструкции.
Говорить
больше о технике работы — всё равно, что говорить о технике работы
скульптора. «Отсечь всё лишнее» — вот основной девиз. Ну, а ввиду
«пластичности» самого материала (пластичности в смысле возможности
трансформаций) — бумаги — у Нихоля появляются и дополнительные «степени
свободы»: не только отсекать, но формировать.
Интервью, которые в последнее время раздаёт Джонс, касаются
в основном его мироощущений, отношения к тем или иным популярным темам.
И, конечно, его личного отношения к Книге. А вот о самой технике
он говорит немного. Но нечто важное, кажется, удалось уловить — Нихоля
не «надстраивает» свои творения элементами из других книг или журналов,
не использует иных материалов. Всё, что у него получается, делается
из одной отдельной книги, резанием, сгибанием и подклеиванием.
Нихоля
Джонс обучался в Университете Мельбурна в 1995–1997 годах («Изящное
искусство»). Там он учился обращению с традиционными материалами
скульптора — металлом, деревом, камнем. Изучал теорию и историю
искусства. На то, чтобы начатать «работать» с книгами его натолкнула
один из лекторов, Элизабет Преза (Elizabeth Presa).
Пока работы Джонса демонстрировались в различных галереях лишь на территории Австралии.